Компрессор для дайвинга своими руками
Самодельный компрессор высокого давления
Каждый владелец гаража мечтает о своем собственном источнике сжатого воздуха – имея в закромах гаража компрессор, можно проделывать самостоятельно массу работ по ремонту своего автомобиля. Но стоимость нового компрессора достаточно велика, а приобретать старый на свой страх и риск – это не самая удачная идея. Хотя, в редких случаях можно наткнуться на весьма выгодную сделку. Если все-таки понадобится профессиональное оборудование, то Вы можете ознакомиться с каталогом компрессоров высокого давления, реализуемых ООО ГК «ТехМаш».
Но в любом случае, компрессор высокого давления своими руками – это отличный вариант, требующий минимальных трат.
Что для этого нужно? Во-первых, необходимо знать, как функционирует элементарная компрессорная установка в комплекте. А это – двигатель, компрессор (агрегат), ресивер, детали соединения. Двигатель передает вращающиеся движения на шкив компрессора по средствам ременной передачи. Приводимый в действие компрессор поглощает атмосферный воздух, который далее попадает в камеру сжатия. Движение поршня сокращает рабочий объем цилиндра, неизбежно сдавливая воздух. Сдавленная воздушная среда после попадает в емкость, называемую ресивером, и после по шлангам воздух приводит в действие пневматику, распыляет краску, снабжает энергией различный инструмент. Ресивер необходим для исключения пульсации, вызванной неравномерным сдавливанием воздуха поршневым компрессором.
Во-вторых, при создании компрессора высокого давления своими руками, нужно определиться для каких целей планируется использовать компрессор, так как это является определяющим фактором в поисках необходимых элементов. Выбирая агрегат высокого давления в 10 атмосфер, можно на долгое время обеспечить себя сжатым воздухом для работы любого типа пневматических инструментов. Для подобной машины нужна емкость в качестве ресивера, способная выдержать оказываемое подобное внутреннее давление. В качестве ресивера может послужить хорошо сохраненный огнетушитель бывшего употребления, емкость из-под газового баллона или же самодельная емкость, сделанная при помощи сварки заглушенного куска трубы. Но при этом качество сварных швов и состояние металла должны выдерживать внутреннее давление не ниже, чем в полтора раза превышающее рабочее давление компрессора. Это позволит полностью обеспечить безопасное использование самодельного ресивера.
Внутреннюю часть емкости необходимо защитить от коррозии. В продаже имеется множество специальных жидкостей для подобных операций. Затем можно придать баллону эстетический вид, покрасив его. Ресивер может быть установлен горизонтально или же вертикально, в зависимости от его формы и от желания автора идеи. Определившись с положением емкости, следует приступить к высверливанию отверстий – в нижней части отверстие необходимо для периодического слива конденсата, который скапливается на дне баллона.
Кран для слива жидкости должен выдерживать давление создаваемое компрессором. Под диаметр и шаг резьбы патрубка крана нарезается внутренняя резьба в недавно высверленном отверстии.
Далее вкручивается кран – для надежности можно воспользоваться уплотнителями или силиконовым герметиком. Затем проделывается то же самое в средней части ресивера для подачи в него воздуха и в верхней части для выхода. На входе в емкость необходимо смонтировать обратный клапан, чтобы воздух не имел возможности вырываться в обратном направлении в сторону компрессора.
На выходе же вкручивается сквозной кран соответствующего давления и диаметра. Выходное отверстие лучше всего делать в верхней части ресивера, так как в таком случае максимальное количество жидкости будет оставаться на дне баллона. Манометр можно смонтировать, сделав для него отдельное отверстие и нарезав в нем подходящую резьбу либо пристроить его на выпускном патрубке, до крана. Благодаря манометру можно будет контролировать работу самодельного компрессора высокого давления и, при необходимости, подвергать установку более точной наладке. Еще один не маловажный момент – чтобы компрессор имел возможность периодически отключаться и остывать в это время, следует обратить внимание на величину ресивера. Не стоит делать его маленьким – чем больше ресивер, тем реже нужно будет включать компрессор.
В качестве основного агрегата можно использовать компрессоры из старого бытового холодильника или же исправную б/у установку. Часто автолюбители используют компрессор на 12 вольт для подкачки колес. Вариантов множество. Главное, определиться для каких целей нужен компрессор и как много необходимо воздуха. Преимущества холодильных моторкомпрессоров в том, что они уже имеют в своей конструкции двигатель. Кроме того, они создают крайне низкое количество шума. К недостаткам можно отнести то, что при работе с воздушной средой, а не с газом фреоном, компрессор нуждается в частой замене смазывающего масла. Что касается электронасосов для подкачки шин – это также хороший выбор для создания компрессора высокого давления своими руками. Но при этом придется обеспечить его постоянным током на 12 вольт, то есть, потребуется дополнительный блок питания. И объем ресивера должен быть рассчитан именно под определенную модель, так как время периодической работы таких насосов ограничено, и он должен будет успеть набрать необходимое давление в ресивере, прежде чем отключится.
Для большего удобства использования компрессора, можно приспособить очень полезную деталь – прессостат. Устанавливать его лучше всего на ресивере. Благодаря этому устройству можно грамотно отрегулировать пуск и отключение агрегата, что необходимо для контроля давления в ресивере и равномерной работе компрессора и электродвигателя.
Прессостат избавит от необходимости вручную включать и выключать компрессор, что означает исключение рисков перегрева электродвигателя и разрушения элементов компрессорной установки, вызванных чрезмерным избыточным давлением.
Компрессор для дайвинга своими руками
Как сделать самостоятельно систему хука.
Это волне можно сделать, но не все так просто, дёшево и быстро, как кажется на первый взгляд.
Важно понять, если в этом смысл, сколько можно сэкономить, сколько понадобится времени и сколько у вас его в распоряжении есть.
Нужно будет выполнить 3 этапа работы.
1. Выполнить хотя бы приближенную конструкторскую работу, подобрать оборудование, фитинги и др. При кажущейся простоте аппарата, на самом деле аппарат (даже без поплавка) содержит много деталей, около 40 позиций, не считая разных видов фитингов и крепежа. Если чего-то важного не хватать будет, то при эксплуатации это будет давать знать и возможно придётся вернуться к конструкторской работе.
2. Логистика. Нужно найти в продаже необходимые детали в магазинах, придётся много искать в интернете, возможно, много деталей придется заказать из другого города и заплатить за доставку, даже за вес в 100 грамм нужно заплатить 200-600руб. Обычно этот пункт занимает больше всего времени, можно из-за какой-нибудь мелочи засесть на недели.
3. Сделать качественную сборку.
По личному опыту могу сказать, предполагаемые затраты времени и денег нужно умножить на 1,5-2, чтобы получить реальные значения.
Стоимость всех деталей без работы и доставки обойдётся 22000÷31000 руб. в зависимости от модели компрессора и регулятора (дыхательного автомата), причём качественный компрессор, как минимум будет стоить 9000 руб. Хочу обратить внимание, на продающиеся в магазинах дешёвые китайские компрессоры для накачки шин, для этих целей не подойдут. Приходилось слышать, как люди, самостоятельно делающие систему, покупали дешёвые компрессоры, говорили «собирал всю зиму систему, при испытании в бассейне выявил много недостатков, компрессора ещё греется», «я купил всего за …… компрессор уже с ресивером», а потом «сейчас я подбираю качественный компрессор». Некачественный компрессоры с виду почти ничем не отличаются от качественных компрессоров, но внутри по ответственным деталям и качеству сборки отличаются. Я проводил тест на срок службы качественного, недешёвого компрессора от известного бренда, под нагнетаемым давлением 3 бара и с охлаждением вентиляторами. Этот компрессор непрерывно проработал 585 часов или 3 недели и 3 дня, это очень хороший показатель, сам не ожидал, думал, будет хуже. Причём, когда вскрыл этот компрессор, было изношено только фторопластовая поршневая манжета и были задиры на цилиндре, остальное было в полном порядке. Также потом я испытывал дешёвый компрессор от малоизвестного китайского бренда, с виду и по характеристикам в точности такой же, под тем же нагнетаемым давлением 3 бара и с охлаждением вентиляторами. Этот компрессор непрерывно проработал всего лишь 4 часа, сильно нагрелся и в конце произошло короткое замыкание в электромоторе. При испытании компрессор сильно нагрелся, стоял запах горелой изоляции, даже охлаждение вентиляторами не помогло. Вскрытие компрессора показало сильный перегрев изоляция обмоточного провода электродвигателя, она сильно потемнела и осыпалась, пластиковый держатель щёток расплавился. По каким причинам произошёл перегрев — непонятно, то ли обмоточный провод электродвигателя не из чистой меди, то ли из-за высокого трения пары поршень – цилиндр, причём компрессор не имел тепловой защиты от перегрева. А теперь представьте, если бы человек находился под водой и дышал через рот воздухом из этого компрессора, он мог бы просто не почувствовать запах, а ведь на глубине 10 м воздух сжат в 2 раза, соответственно, концентрация отравляющих веществ будет больше в 2 раза, человек под водой может просто потерять сознание.
Ещё один момент, производители портативных компрессоров на 12 В, например, для накачке шин, аэрации воды, указывают в характеристиках воздушный поток при питании генераторным напряжением автомобиля 13,8 В и без избыточного давления на выходе т. е. когда компрессор со своего выходного отверстия напрямую качает воздух в атмосферу. При питании от свинцово-кислотной батареи и рабочем давлении на выходе производительность будет в 1,5-2 раза меньше.
Ещё нужно учитывать то, что у поршневого компрессора при выходном давлении более 2 бар, нагревается сжатый воздух свыше 200 оС, поэтому шланг, соединяющий компрессор и ресивер, должен выдерживать эту температуру.
При подборе компрессора обязательно обратите внимание, есть ли у компрессора тепловая защита (встроенное тепловое реле), включите компрессор хотя бы на час под рабочее давление и посмотрите, как он греется. Обязательно на питающем проводе должен быть плавкий предохранитель, соединение поршневого компрессора и ресивера должно быть нетоксичным шлангом с рабочей температурой более чем 200 оС, у обычного ПВХ шланга рабочая температура около 70 градусов, если ее превысить, материал начинает выделять хлор и терять прочность, шланг просто лопнет.
Сейчас в самодельных системах хука очень часто применяются недорогие китайские, мембранные компрессоры для аэрации воды и содержания рыбы. В их характеристиках указываются чудовищные характеристики воздушного потока 120 л/мин и даже 160 л/мин. Нужно понимать, что один лишь поток воздуха ничего не значит при дыхании под водой, важно еще и давление, при котором этот поток. Например, бытовой вентилятор при мощности 30 Вт создаёт воздушный поток 10-20 м3/мин или 10 000 — 20 000 л/мин, при очень малом давлении, это соответствует потреблению воздуха почти 100 человек, но это на поверхности и без шланга, даже на глубине 10 см от такого потока ничего не останется. Реально измеренный воздушный поток мембранного компрессора 120 Вт, при избыточном давлении на выходе 0,5 бара и напряжении 12 В составил 35 л/мин, весьма скромная уже цифра.
Хочу обратить внимание, у такого типа компрессоров воздух прокачивается через внутреннюю часть электродвигателя, где могут быть продукты износа графитовых щёток, продукты реакции с воздухом искрящих щёток, испарения от нагрева изоляции якоря электродвигателя при его неисправности, поэтому обязательно используйте на питающем проводе плавкий предохранитель для защиты от ненормальных токов компрессора, то есть уже не такой чистый воздух, как кажется на первый взгляд.
Еще учитывайте, что на конце шланга подачи воздуха с поверхности должен быть обязательно обратный клапан, при его отсутствии, когда вы находитесь под водой, случайное отсоединение шланга от компрессора (обрыв, перерезание), регулятор, который вы держите во рту, мгновенно заполнится водой.
Все эти моменты нужно учитывать при самостоятельном изготовлении, а после окончания всех работ может оказаться, что экономия денег при затраченном времени оказалось таким, что проще устроиться дворником на подработку и быстрее заработать необходимую сумму.
Обзор самодельных систем хука
Самодельная система №1
1. Малая себестоимость.
2. Брызгозащищённая конструкция.
1. Очень слабый мембранный компрессор 36 Вт с заявленным воздушным потоком 68 л/мин (без избыточного давления на выходе, в реальности эта цифра будет ещё меньше), можно погрузиться максимум на 2,5 м. Из опыта могу сказать, что после некоторого времени эксплуатации захочется погрузиться на 5 м и полноценно дышать, а еще позже на 10 м, поэтому это изделие временное.
2. Используется мембранный компрессор для аэрации воды, у которого воздух прокачивается через внутреннюю часть электродвигателя, где могут быть продукты износа графитовых щёток, продукты реакции с воздухом искрящих щёток, испарения от нагрева изоляции якоря электродвигателя при его неисправности.
3. Нет плавкого предохранителя для защиты от неисправностей электродвигателя компрессора, в случае межвиткового замыкания обмотки компрессора (не забывайте, что это дешёвый китайский компрессор), возросшие в несколько раз токи электродвигателя будут сильно греть изоляцию и обмотка начнет дымить, токсичные газы начнут поступать во вдыхаемый воздух, что может привести к отравлению.
4. Плохое качество литья алюминия деталей этого компрессора.
5. Не лучшая компактность т.к. поплавок-накопитель сжатого воздуха невозможно спустить и свернуть, что будет занимать весьма немало места.
6. Сколько прослужит склеенный из пластиковых канализационных труб поплавок-накопитель сжатого воздуха Богу только известно. Могу добавить, что усилие в месте соединения труб составляет около 90 кг при избыточном давлении 1 бар. В случае разрыва поплавка прекратится подача воздуха и система начнёт тонуть. Всплывающий на поверхность пловец головой может «встретить» под водой погружающуюся на дно систему.
7. Батарея не закреплена в пластиковом ящике, поэтому при её смещении вибрирующий компрессор будет колотить по батарее.
Самодельная система №2
1. Хорошего качества надувная камера-поплавок.
2. Брызгозащищённая конструкция.
1. Не самый мощный китайский мембранный компрессор 100 Вт с заявленным воздушным потоком 105 л/мин (без избыточного давления на выходе в реальности эта цифра будет ещё меньше) и отсутствие ресивера позволит комфортно дышать на глубине только около 3 м (при физической активности). Из опыта могу сказать, что после некоторого времени эксплуатации захочется погрузиться на 5 м и полноценно дышать, а еще позже на 10 м.
2. Из-за отсутствия ресивера будет хорошо заметный гул под водой от пульсации сжатого воздуха в шланге, вдох будет не естественно более затянутым, что особенно заметно будет при существенных физических нагрузках.
3. Используется мембранный компрессор для аэрации воды, у которого воздух прокачивается через внутреннюю часть электродвигателя, где могут быть продукты износа графитовых щёток, продукты реакции с воздухом искрящих щёток, испарения от нагрева изоляции якоря электродвигателя при его неисправности.
4. Нет плавкого предохранителя для защиты от неисправностей электродвигателя компрессора, в случае межвиткового замыкания обмотки компрессора (не забывайте, что это дешёвый китайский компрессор), возросшие в несколько раз токи электродвигателя будут сильно греть изоляцию и обмотка начнет дымить, токсичные газы начнут поступать во вдыхаемый воздух, что может привести к отравлению.
Самодельная система №3
1. Хорошего качества надувная камера-поплавок.
2. Хорошего качество компрессор.
3. Солидный объём ресивера 24 л.
1. Отсутствует охлаждение компрессора и возможен его перегрев от попадания солнечного излучения в жару. Для данного компрессора (Беркут R20) допустимое непрерывное время работы 60 мин, при давлении 2,1 бара, в этой системе рабочее давление уже 6-7 бар, то допустимое время уменьшится до 30-40 мин, ещё учитывая, что компрессор никак не защищён от попадания прямых солнечных лучей на электродвигатель, которые могут его еще сильнее нагреть, то допустимое время непрерывной работы будет ещё меньше. Перегрев вероятен при погружении на глубину 10 м и с существенной физической нагрузкой, например, если плыть против течения. При перегреве компрессор отключится от тепловой защиты, но не исключена ситуация, при которой тепловая защита может не сработать, тогда может быть сильный перегрев электродвигателя компрессора и появление вредных газов во вдыхаемом воздухе.
2. Ресивер (баллон) изготовлен из стали толщиной всего 1,5 мм без защитных покрытий внутри — это очень мало, например, у ресиверов Беркут толщина стенки около 2,9-3 мм (поэтому и цена у них не низкая). Учитывая, что в ресивере постоянно скапливается конденсат, то стенка будет ржаветь и терять в толщине примерно 0,1 мм в год, учитывая диаметр и рабочее давление ресивера, через 5-7 лет в нём может появиться свищ (смотрите ГОСТ 14249-89), через который воздух может выйти во время погружения.
3. Воздушный фильтр-воздухозаборник не защищён от дождя.
Еще один момент, на который хочу обратить внимание. Что бы вам не говорили, но большой объём ресивера (баллона) не даёт 100% резервного запаса воздуха в случае аварийного отключения компрессора, воздух будет только когда вы поднимаетесь на поверхность. Если в этот момент вы зацепитесь за рыболовные сеть, крючки, ветки затопленных деревьев, то сможете сделать пару вдохов и всё (которые мало чего дадут). К тому же может произойти непредвиденное отсоединение шланга, например повреждение винтом лодки, случайное отсоединение шланга купальщиком и др., в этих ситуациях ресивер будет бесполезен. Для 100% резервирования используйте резервные источники воздуха (полностью автономные дыхательные системы), например, Spare Air.
Самодельный компрессор высокого давления
Каждый владелец гаража мечтает о своем собственном источнике сжатого воздуха – имея в закромах гаража компрессор, можно проделывать самостоятельно массу работ по ремонту своего автомобиля. Но стоимость нового компрессора достаточно велика, а приобретать старый на свой страх и риск – это не самая удачная идея. Хотя, в редких случаях можно наткнуться на весьма выгодную сделку. Если все-таки понадобится профессиональное оборудование, то Вы можете ознакомиться с каталогом компрессоров высокого давления, реализуемых ООО ГК «ТехМаш».
Но в любом случае, компрессор высокого давления своими руками – это отличный вариант, требующий минимальных трат.
Что для этого нужно? Во-первых, необходимо знать, как функционирует элементарная компрессорная установка в комплекте. А это – двигатель, компрессор (агрегат), ресивер, детали соединения. Двигатель передает вращающиеся движения на шкив компрессора по средствам ременной передачи. Приводимый в действие компрессор поглощает атмосферный воздух, который далее попадает в камеру сжатия. Движение поршня сокращает рабочий объем цилиндра, неизбежно сдавливая воздух. Сдавленная воздушная среда после попадает в емкость, называемую ресивером, и после по шлангам воздух приводит в действие пневматику, распыляет краску, снабжает энергией различный инструмент. Ресивер необходим для исключения пульсации, вызванной неравномерным сдавливанием воздуха поршневым компрессором.
Во-вторых, при создании компрессора высокого давления своими руками, нужно определиться для каких целей планируется использовать компрессор, так как это является определяющим фактором в поисках необходимых элементов. Выбирая агрегат высокого давления в 10 атмосфер, можно на долгое время обеспечить себя сжатым воздухом для работы любого типа пневматических инструментов. Для подобной машины нужна емкость в качестве ресивера, способная выдержать оказываемое подобное внутреннее давление. В качестве ресивера может послужить хорошо сохраненный огнетушитель бывшего употребления, емкость из-под газового баллона или же самодельная емкость, сделанная при помощи сварки заглушенного куска трубы. Но при этом качество сварных швов и состояние металла должны выдерживать внутреннее давление не ниже, чем в полтора раза превышающее рабочее давление компрессора. Это позволит полностью обеспечить безопасное использование самодельного ресивера.
Внутреннюю часть емкости необходимо защитить от коррозии. В продаже имеется множество специальных жидкостей для подобных операций. Затем можно придать баллону эстетический вид, покрасив его. Ресивер может быть установлен горизонтально или же вертикально, в зависимости от его формы и от желания автора идеи. Определившись с положением емкости, следует приступить к высверливанию отверстий – в нижней части отверстие необходимо для периодического слива конденсата, который скапливается на дне баллона.
Кран для слива жидкости должен выдерживать давление создаваемое компрессором. Под диаметр и шаг резьбы патрубка крана нарезается внутренняя резьба в недавно высверленном отверстии.
Далее вкручивается кран – для надежности можно воспользоваться уплотнителями или силиконовым герметиком. Затем проделывается то же самое в средней части ресивера для подачи в него воздуха и в верхней части для выхода. На входе в емкость необходимо смонтировать обратный клапан, чтобы воздух не имел возможности вырываться в обратном направлении в сторону компрессора.
На выходе же вкручивается сквозной кран соответствующего давления и диаметра. Выходное отверстие лучше всего делать в верхней части ресивера, так как в таком случае максимальное количество жидкости будет оставаться на дне баллона. Манометр можно смонтировать, сделав для него отдельное отверстие и нарезав в нем подходящую резьбу либо пристроить его на выпускном патрубке, до крана. Благодаря манометру можно будет контролировать работу самодельного компрессора высокого давления и, при необходимости, подвергать установку более точной наладке. Еще один не маловажный момент – чтобы компрессор имел возможность периодически отключаться и остывать в это время, следует обратить внимание на величину ресивера. Не стоит делать его маленьким – чем больше ресивер, тем реже нужно будет включать компрессор.
В качестве основного агрегата можно использовать компрессоры из старого бытового холодильника или же исправную б/у установку. Часто автолюбители используют компрессор на 12 вольт для подкачки колес. Вариантов множество. Главное, определиться для каких целей нужен компрессор и как много необходимо воздуха. Преимущества холодильных моторкомпрессоров в том, что они уже имеют в своей конструкции двигатель. Кроме того, они создают крайне низкое количество шума. К недостаткам можно отнести то, что при работе с воздушной средой, а не с газом фреоном, компрессор нуждается в частой замене смазывающего масла. Что касается электронасосов для подкачки шин – это также хороший выбор для создания компрессора высокого давления своими руками. Но при этом придется обеспечить его постоянным током на 12 вольт, то есть, потребуется дополнительный блок питания. И объем ресивера должен быть рассчитан именно под определенную модель, так как время периодической работы таких насосов ограничено, и он должен будет успеть набрать необходимое давление в ресивере, прежде чем отключится.
Для большего удобства использования компрессора, можно приспособить очень полезную деталь – прессостат. Устанавливать его лучше всего на ресивере. Благодаря этому устройству можно грамотно отрегулировать пуск и отключение агрегата, что необходимо для контроля давления в ресивере и равномерной работе компрессора и электродвигателя.
Прессостат избавит от необходимости вручную включать и выключать компрессор, что означает исключение рисков перегрева электродвигателя и разрушения элементов компрессорной установки, вызванных чрезмерным избыточным давлением.
Система Hookah (Хука): дайвинг для новичков
Система Хука для дайвинга, как и Скуба, достаточно известна среди любителей подводного плавания. Даже если вы никогда не занимались подводным…
Система Хука для дайвинга, как и Скуба, достаточно известна среди любителей подводного плавания. Даже если вы никогда не занимались подводным плаванием, наверняка знакомы с системой Скуба (SCUBA). Да, вы, возможно, не знали, что она называется именно так, но образ человека с металлическими баллонами на спине вам знаком (хотя бы по фильмам). Система Хука для дайвинга значительно отличается от Скуба. В этом есть как положительные, так и отрицательные моменты. Однако непреложным остается тот факт, что система Хука для дайвинга проста и удобна в использовании, подойдет она даже начинающим.
Для кого это предназначено?
Она подойдет тем, кто только начинает осваивать этот вид экстремального отдыха. При этом она достаточно проста в использовании и безопасна.
Без нее не обойтись и тем, кто очень хочет нырять, но не может позволить себе приобрести дорогостоящее профессиональное оборудование или не имеет сертификата.
Система Хука подойдет абсолютно всем любителям активного отдыха. Ее нередко используют и профессионалы. Некоторые из них считают, что отсутствие за спиной тяжелых баллонов прибавляет подводному плаванию комфорта.
Из чего состоит система?
Ее внешний вид, возможно, и кажется несколько сложным, но это не так. Все компоненты, входящие в ее состав, нетрудно найти самому. Можно ли собрать систему Хука для дайвинга своими руками? Ответ, однозначно: да.
Давайте рассмотрим ее более подробно:
Компрессор. Он отличается сравнительно небольшими размерами, что очень удобно для транспортировки, может работать как на бензиновом двигателе, так и на электрической тяге. Для зарядки не требуется большого напряжения: 220 V вполне достаточно. В такой системе (дайвинг) компрессор для подводного погружения – самая важная часть. Именно он отвечает за нагнетание воздуха по шлангу к находящемуся под водой дайверу.
Резервный баллон. Это емкость, в которой происходит накопление воздуха. Здесь он охлаждается и осушается, что делает дыхание комфортным. Бывают ситуации, когда воздуха требуется больше, чем может обеспечить компрессор. В таком случае запас в резервном баллоне окажется как нельзя кстати.
Воздух в баллоне нужен и для страховки от несчастного случая. Всегда, как бы все хорошо не было отлажено, существует вероятность остановки работы двигателя. Тогда резервный баллон даст вам пару минут, чтобы подняться на поверхность.
Шланг. Он является связующим звеном между компрессором с резервным баллоном и дайвером. Именно по нему осуществляется подача воздуха. Если хотите, чтобы шланг послужил вам долго, не используйте резиновый. Он быстро приходит в негодность. Лучше и безопаснее шланги, сделанные из винила-пластика.
Регулятор. Это собственно приспособление для дыхания. В системе Хука можно использовать регулятор Скуба, но только после предварительной модификации. В системе Скуба воздух подается под большим давлением. Для Хука это не нужно, поэтому модификация необходима. Делать ее нужно только в специализированном сервисном центре.
Упряжь. Данная система для дайвинга подразумевает обязательное использование нагрудных ремней. С их помощью оба шланга (от регулятора и от компрессора) надежно крепятся на спине дайвера. Это делает невозможным выдергивание регулятора изо рта в случае, если шланг за что-то зацепился, а также удерживает последний позади, чтобы он не мешал при погружении.
Как это работает?
Подача воздуха осуществляется непрерывно с помощью компрессора по воздуховодному шлангу. Таким образом, дайвер постоянно связан с поверхностью; в некотором роде погружение с системой Хука напоминает плавание с маской и трубкой. Вот только в данном случае трубка несколько длиннее.
Преимущества
Не нужно нести на себе тяжелые баллоны с дыхательной смесью.
Нет необходимости следить за временем: запасы воздуха не ограничены.
Есть связь с поверхностью посредством шланга для подачи воздуха. Теоретически, за него можно вытянуть человека наверх, в случае необходимости.
Чтобы нырять таким образом, не нужно иметь сертификат.
Стоимость такого снаряжения в разы меньше, а использовать его не в пример проще. Поэтому данный способ погружений подойдет даже новичкам.
Недостатки
Для тех, кто любит свободу передвижения, шланг для подачи воздуха – скорее минус, чем плюс. Эта система для дайвинга имеет ограничения по глубине погружения и радиусу перемещения в соответствие с длиной шланга.
Но тем, кто согласен на подводную прогулку на небольшой территории, этот способ погружений подойдет в самый раз.
Помните о технике безопасности!
Несмотря на кажущуюся простоту погружения таким способом могут быть опасны. Поэтому никогда не нарушайте правила поведения под водой и не пренебрегайте необходимостью брать с собой помощника, который, оставаясь на поверхности, сможет контролировать работоспособность системы и при необходимости оказать вам помощь.
Хука – воздух с поверхности для дайверов
Один из моих любимых документальных фильмов о взаимодействии людей с океаном — Human Planet от BBC. Очень советую всем посмотреть. Мы часто показываем его вечерами на наших фридайв-кемпах и трипах. Самый впечатляющий момент фильма для меня — сюжет о паалинских рыбаках на Палаване, которые ловят рыбу сетями, дыша под водой через обычные садовые шланги, воздух по которым подается из компрессора на корабле. Вот здесь на Youtube есть часть этого сюжета. Молодые парни суют шланги, из которых фигачит воздух прямо в рот без всяких регуляторов. Шланги травят и путаются друг с другом. Компрессор допотопный. Из-за больших глубин, быстрого всплытия и долгого нахождения под водой у многих развивается декомпрессионная болезнь. Полный ад!
И вот недавно узнал, что у этого занятия есть даже название — хука-дайвинг. Для него производится профессиональное оборудование, которое используется в некоторых местах для развлечения туристов и рекреационного дайвинга. По аналогии со SCUBA (аквалангом) называется это SNUBA и даже есть организация Snuba International. Ниже перевод статьи о хука-дайвинге с Deeperblue.
Хука (от англ. Hookah – кальян) или система подачи воздуха с поверхности для дайвинга, как отдыха и развлечения, стала очень популярна во многих местах по всему миру. Курорты продают этот вид отдыха, как смесь подводного плавания с дайвингом без необходимости сертификации. В то время, как различные поставщики оборудования могут добавлять свое собственное имя этому занятию, в целом используется термин хука-дайвинг. По сути, хука-система обеспечивает человека под водой воздухом, источник которого находится на поверхности. Воздушный шланг, тянущийся от источника воздуха к регулятору, связывает человека с системой. В существующих системах встречаются различные вариации.
Наибольшее отличие состоит в том, являются ли системы динамическими или статическими. Динамическая система использует воздушный компрессор, чтобы обеспечить необходимый воздух при надлежащем давлении. Эти системы часто имеют небольшой накопительный резервуар, чтобы гарантировать постоянное давление. Поскольку воздух удаляется из резервуара, компрессор подкачивает новый для поддержания давления. Компрессоры могут быть свободно плавающими или зафиксированными. Они также могут быть бензиновыми или электрическими. Статическая система использует цилиндр сжатого воздуха в качестве источника воздуха для дайверов. Во многих статических системах для этого используется акваланг.
Системы могут быть зафиксированными или плавающими. Зафиксированные системы могут быть размещены на пристани, но чаще устанавливаются на лодке. Многие яхты, которые используют воздух под высоким давлением для различных систем, имеют выходные отверстия для подключения к шлангу. Хука-дайвинг оказался очень удобен для осмотра корпусов лодок, очистки гребных винтов и других рутинных работ по техническому обслуживанию. В плавающей системе источник воздуха имеет поплавок, так что дайверы могут тянуть его за собой. Статья, опубликованная в прошлом году на сайте The SUSiE Chronicles: Хука-дайвинг для науки, дает некоторое представление о преимуществах использования хука-системы для исследований на небольшой глубине.
Как работает хука-система
Проще говоря, шланг соединяет источник воздуха и регулятор, который обеспечивает дайвера воздухом. Некоторые системы имеют по одному воздушному шлангу, который часто называют даунлайн (down—line), идущему от источника воздуха к регулятору, для каждого дайвера. Другие системы имеют один даунлайн, к которому подключен воздушный шланг и регулятор для каждого дайвера. Эта система дает каждому дайверу немного больше свободы и снижает риск спутывания даунлайнов.
Дайвер использует стандартную маску и ласты. Хука-дайверы не надевают компенсатор плавучести (BCD), вместо этого они надевают ремень. Основной целью ремня является обеспечение точки крепления для даунлайна. Если даунлайн за что-то зацепится, то он дернет за ремень, а не за регулятор, который мог бы при этом выпасть изо рта. Дайвер также одевает грузовой пояс. Наиболее распространенный дизайн предусматривает съемные весовые карманы. Дайверы нагружаются для поддержания нейтральной плавучести. Так как на них нет баллона с воздухом, который изменяет плавучесть, когда они дольше они остаются под водой, то их плавучесть не меняется в течение дайва.
Обычно дайвер использует для дыхания стандартный двухступенчатый регулятор. Существуют системы, предназначенные для 1-4 дайверов.
Типичный курортный хука-дайвинг
Во многих отношениях хука-дайвинг на курорте очень похож на дайвинг с аквалангом. Участники начинают с короткого урока, на котором им объясняют, чего ожидать, требования безопасности, а также обучают нескольким навыкам, таким как очистка маски. Затем с инструктором они погружаются на глубину около 6 метров / 20 футов. В некоторых местах нормы и правила требуют, чтобы гид имел лицензию и использовал акваланг. Так как дайверы привязаны к поплавку, риск того, что участник может потеряться или уйти на глубину, намного меньше.
Персональные хука-системы
Хука-системы имеют огромную гибкость за пределами курортной зоны для дайвинга. Наиболее распространенные конфигурации позволяют максимум 4 дайверам спуститься на 18 метров / 60 футов. Что эквивалентно новичкам аквалангистам (Open Water Diver). Некоторые системы могут позволять двум дайверам опускаться до 30 метров / 100 футов (глубина продвинутых дайверов). Первоначальная стоимость хука-системы для одного дайвера примерно такая же, как первоначальный набор SCUBA-дайвера. Тем не менее, хука-система для двух или даже четырех дайверов незначительно больше. Это делает их менее дорогими, чем несколько комплектов. Операционные расходы также низкие, на галлоне бензина большинство компрессоров может работать в течение пяти часов при подаче воздуха для четырех дайверов.
Опасности хука-системы
В хука-дайвинге и дайвинге с аквалангом используется сжатый воздух. Риски использования сжатого воздуха на глубине остаются такими же, независимо от того, где находится его источник. Операторы на курортах спешат указать на то, насколько они безопасны. Производители хука-систем утверждают, что это относительно безрисковая активность, и большинство статистических данных это подтверждают. Тем не менее, имейте в виду, что в основном хука-дайвингом занимаются на глубине менее 12 метров и практически весь дайвинг, предлагаемый на курортах, происходит на глубинах менее 9-ти. На этой глубине декомпрессионная болезнь является редкостью и для хука-дайвинга, и для погружения с аквалангом. Есть еще некоторые большие проблемы безопасности.
Первой и, может быть, основной является проблема обучения. Дайверы должны быть сертифицированы для погружений. Конечно, есть много дайверов, которые не получали сертификаты, но их меньшинство. Основные производители и дистрибьюторы хука-систем рекомендуют обучение и у некоторых даже есть учебные онлайн-программы. У некоторых агентств по сертификации аквалангистов есть обучение на воде для хука-дайверов. Тем не менее, нет обязательной профессиональной подготовки.
Вот интересная статистика из Тасмании. Недавний отчет показал, что количество обращений с декомпрессионной болезнью были примерно равны для аквалангистов и хука-дайверов. Несмотря на то, что по оценкам у аквалангистов таких случаев в пятнадцать раз больше. После опроса выяснилось, что более 90% хука-дайверов ничего не знали о рисках глубокого погружения и не знали о том, что такое декомпрессионная болезнь. Ни один из 90% не получил никакого обучения. Следует помнить, что количество воздуха, которое хука-дайвер получает на глубине, контролируется топливом компрессора. Таким образом, возможны погружения на 2-3 часа. Хука-дайверы, выполняющие те же процедуры, что и аквалангисты, планирующие погружение и имеющие подводный компьютер, могут снизить риск наступления декомпрессионной болезни.
Второй серьезной проблемой является пригодность оборудования. Концепция хука-системы очень проста, не сильно отличается от той, какой она была в 1700-х годах. Конечно, были сделаны улучшения в компрессорах, и регуляторы, которые также используются при погружениях с аквалангом, помогают. Тем не менее, есть много людей, делающих их самостоятельно. Они собирают системы, которые имеют фатальные недостатки. Кроме того, в интернете можно найти людей, изготавливающих свои собственные системы и продающих их. Они не всегда безопасны. Некоторые используют для подачи воздуха шланг низкого качества, а другие не защищают от угарного газа, поступающего в воздухозаборники.
Австралийская система аккредитации дайверов (ADAS) является правительственной организацией, которая управляет коммерческим дайвингом в этой стране. Вот что они говорят по теме:
«Некоторые дайверы могут использовать хука-систему, примитивный аппарат для подачи воздуха с поверхности. Хука-дайвинг обширно представлен в статистике смертности при дайвинге, как на любительском, так и на профессиональном уровне, причем основной причиной является отравление угарным газом в результате всасывания выхлопных газов в воздухозаборники компрессора, оставленного на поверхности без присмотра».
Погружение с аквалангом дает больше свободы под водой, так как вы не привязаны к поплавку. Но для некоторых дайверов это ограничение не является проблемой, поэтому хука-система может стать их выбором. Если вы решите попробовать данную систему, просто помните, что перемещение расположения воздуха не отменяет риск. Некоторые дилеры хука-систем рекомендуют тем, кто использует конфигурации, позволяющие погружаться глубоко, использовать подводный компьютер и ремень с малым запасным баллоном с дыхательной смесью.