- Ремонт радиатора холодной сваркой
- Ремонт радиатора системы охлаждения
- Содержание
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
- УСТРАНЕНИЕ УТЕЧЕК
- РЕМОНТ ПОЛИМЕРАМИ
- ПАЙКА И CВАРКА
- КОНТРОЛЬ ГЕРМЕТИЧНОСТИ
- Примечания
- Как отремонтировать радиатор автомобиля с помощью холодной сварки? Подготовительный и основной этапы работы
- Преимущества использования
- Что следует учитывать при выборе холодной сварки
- Технология ремонта
- Подготовительные работы
- Основной этап
- Меры безопасности
- Ремонт автомобильного радиатора своими руками
- Причины повреждения и варианты ремонта
- Определение места утечки радиатора для осуществления ремонта
- Аргонодуговая технология
- Ремонт пайкой
- Применение холодной сварки
- Как запаять и чем склеить радиатор системы охлаждения авто?
- Методы ремонта радиатора авто
- Чем заклеить радиатор автомобиля?
- Оценка масштабов повреждения радиатора
- Внутренний ремонт радиатора с помощью химических средств
- Как запаять пластик радиатора охлаждения авто
- Подготовка поверхности
- Готовим клеящую смесь
- Холодная сварка
- Финальный этап
- Ремонт алюминиевого радиатора автомобиля своими руками
- Меры безопасности
- Холодная сварка для батарей отопления – методы использования для оперативной заделки течи
- Наиболее часто встречающиеся проблемы в чугунных радиаторах отопления
- Холодная сварка – что это, применение для системы отопления
- Виды холодной сварки, используемые для ремонта чугунных батарей
- Как готовится состав для применения
- Особенности подготовки поверхности для нанесения клеящего состава
- Методы ремонта чугунных радиаторов холодной сваркой
- Ремонт небольших по размеру протечек на вертикальной поверхности секции
- Ремонт течи в местах соединений секций радиатора
- Ремонт протечек в гайках и сгонах
Ремонт радиатора холодной сваркой
Ремонт радиатора системы охлаждения
Утечки охлаждающей жидкости и восстановление поврежденных деталей радиаторов устраняют как с помощью современных полимерных материалов, так и традиционными способами – пайкой и сваркой.
Содержание
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Радиатор служит для охлаждения жидкости, поступающей из двигателя и циркулирующей по трубкам, образующим его сердцевину. В различных конструкциях трубки могут быть расположены:
. или горизонтально,
но в любом случае обе их стороны герметично закреплены в верхнем и нижнем (или левом и правом) бачках. Многочисленные тонкие пластинки, установленные перпендикулярно трубкам, служат для усиления их охлаждения встречным потоком воздуха при движении автомобиля и (или) создаваемого вентилятором.
Материалы для изготовления радиаторов должны иметь высокую теплопроводность. Раньше (до 90-х годов прошлого века) трубки и бачки изготавливались, как правило, из латуни и соединялись пайкой 1 . В настоящее время для снижения стоимости и веса радиаторов на легковых автомобилях в основном применяют алюминиевые трубки и бачки, состоящие из пластмассового корпуса с алюминиевым донышком. В этом случае герметизацию соединения трубок с донышками бачков осуществляют с помощью резиновых уплотнений или специальной пайкой, возможной только в заводских условиях. Бачок собирается путем завальцовки края донышка на буртик корпуса, при этом герметичность стыка обеспечивается резиновой прокладкой.
Условия работы радиаторов определяются тем, что после пуска двигателя охлаждающая жидкость может нагреваться без кипения до 120°С, так как давление в закрытой системе выше атмосферного. После остановки двигателя и остывания жидкости давление в системе становится ниже атмосферного. Тонкостенные детали при этом подвергаются как термической, так и механической нагрузке. В этих условиях ускоряются процессы коррозии, приводящие к ослаблению деталей и соединений, а в конечном итоге к их повреждению.
Наиболее характерные неисправности радиаторов обычных конструкций, приводящие к утечкам охлаждающей жидкости:
- разгерметизация соединений трубок с бачками;
- повреждение швов на трубках;
- трещины и пробоины в бачках, в том числе на патрубках и заливной горловине;
- повреждение резиновых уплотнений.
Кроме того, при авариях и столкновениях радиаторы, расположенные в передней части автомобиля, часто получают различные механические повреждения.
УСТРАНЕНИЕ УТЕЧЕК
Если обнаружилась незначительная утечка, а ее место не удается обнаружить или оно недоступно, то в охлаждающую жидкость можно добавить одну из специальных присадок, предназначенных для этой цели.
Такие вещества могут быть жидкими или порошкообразными 2 и часто называются «герметики радиатора» 3 . Их необходимо использовать в соответствии с инструкцией. Если на данную присадку никакого описания нет, ее лучше не применять.
РЕМОНТ ПОЛИМЕРАМИ
Использование клеев и герметиков позволяет соединять практически любые материалы. Надежность ремонта повышается при накладывании на место повреждения заплат или бандажа 5 . Результат зависит не столько от свойств полимерного материала, сколько от качества подготовки поверхности и соблюдения технологии склеивания.
Свищи и небольшие пробоины (до одного сантиметра в диаметре) заделывают, используя различные клеи-шпатлевки (в обиходе – «холодные сварки»). Они выпускаются в виде небольших цилиндрических блоков и внешне похожи на пластилин, только слоеный. Желательно использовать материалы, специально предназначенные для ремонта радиаторов. От блока поперек его оси отрезают кусочек необходимой толщины и разминают руками. Материал при этом нагревается и становится более пластичным. Если это предусмотрено инструкцией, пальцы руки предварительно смачивают водой для устранения налипания. Заготовке из клея-шпатлевки рекомендуется придать коническую форму и вдавить ее острием конуса вперед в отверстие. Затем выступающую часть образовавшейся заглушки разровнять по поверхности ремонтируемой детали и прижать. Делать это надо быстро, так как живучесть материала (время использования до начала отверждения) невелика, всего несколько минут. После установки заглушку необходимо удерживать прижатой к ремонтируемой детали в течение времени, необходимого для предварительного схватывания 6 . Для большинства «твердых сварок» оно составляет величину от 2 до 4 минут.
Трещины у основания патрубков в некоторых случаях можно заделать с использованием «холодной сварки», удерживая ее при отверждении прижатой по всей окружности с помощью бандажа. С этой целью используют, например, короткие отрезки (кольца) из металлических или пластмассовых трубок (желательно тонкостенных) с внутренним диаметром на 5–10 мм больше, чем у патрубка в месте повреждения. Между бандажной трубкой и патрубком по всей окружности плотно набивают и удерживают до отверждения необходимое количество предварительно хорошо размятой «холодной сварки». Бандажная трубка должна иметь высоту, не создающую помех для последующей установки водяного шланга на патрубок.
После окончательного отверждения, которое происходит примерно через 24 часа, клеи-шпатлевки обладают столь высокой прочностью, что не крошатся при механической обработке.
Большие трещины и пробоины (диаметром более сантиметра) закрывают заплатами, например из стеклоткани. Их приклеивают с помощью специальных клеев, имеющих жидкую консистенцию, или пастообразных клеев-герметиков 7 . Эти материалы более пластичны, чем клеи-шпатлевки. В случае необходимости накладку делают двухслойной или даже многослойной – поверх заплат меньшего размера последовательно устанавливают заплаты большей величины. При ремонте трубок радиатора, заливных горловин или патрубков ремонтируемое место оборачивают стеклотканью, а при ее отсутствии – несколькими слоями бинта (шнура), пропитанного клеем. Трещины большой длины (свыше 10–15 см) требуют применения металлических накладок, закрепляемых на поврежденном месте различными способами, например с помощью винтов-саморезов.
Многочисленные мелкие повреждения, образовавшиеся, например, в результате коррозии и сосредоточенные в одном месте, герметизируют, используя клеи-компаунды («жидкий металл»). Это полимерные композитные материалы на эпоксидной основе, обладающие текучестью, достаточной для заливки мест повреждений.
Один из возможных вариантов ремонта заключается в том, что зачищенное и обезжиренное место повреждения заливают компаундом и выдерживают до его отверждения. Радиатор перед заливкой устанавливают горизонтально на подставку. На нее предварительно укладывают резиновую подкладку, смазанную тонким слоем масла для исключения приклеивания к радиатору.
Трещины в пластмассовых деталях можно устранить с помощью клеев-расплавов – термопластичных материалов, размягчающихся при нагреве и затвердевающих при охлаждении. Технология применения заключается в том, что несколько гранул такого клея помещают на очищенное осушенное место повреждения, а затем прогревают паяльником до растекания и получения ровного слоя.
ПАЙКА И CВАРКА
Пайка латунных деталей осуществляется легкоплавкими припоями, например, ПОССу 25-2, ПОССу 30-0,5 и т.д. Трещины зачищают и запаивают, а пробоины закрывают подходящими заплатами из листовой латуни (например вырезанными из отслужившего радиатора) и опаивают по периметру. Поврежденные трубки запаивают или меняют 8 .
Удаление дефектной трубки или ее частей может осуществляться в следующем порядке:
- внутрь трубки вводят нагретый стержень соответствующего диаметра;
- после размягчения припоя трубку извлекают из бачка вместе со стержнем;
- устанавливают и запаивают новую трубку.
Аргонодуговая электросварка деталей производится с применением в качестве присадочного материала специальной алюминиевой сварочной проволоки, например Св-АК12 или Св-АК10. Такая сварка имеет особенности и проводится в среде инертного газа, так как эти материалы:
- имеют плохую свариваемость из-за образования тугоплавкой окиси алюминия на поверхности деталей;
- при нагреве скачком переходят из твердого состояния в жидкое, минуя пластичное;
- имеют большой коэффициент термического расширения, что при нагреве вызывает деформации и сильные внутренние напряжения, поэтому перед сваркой детали прогревают, а после сварки медленно охлаждают;
- при перегреве свыше 400°С прочность алюминия резко уменьшается и может произойти разрушение даже от небольшого удара.
В зону сварки подается аргон, который надежно защищает расплавленный металл от окисления кислородом воздуха, и сварной шов образуется без пор и раковин.
Сварка пластмассовых бачков выполняется с использованием в качестве присадки кусочков пластмассы, аналогичной по свойствам материалу ремонтируемой детали. Нагрев и расплавление осуществляют направленной струей горячего воздуха или с помощью паяльника. Края трещин предварительно засверливают для предотвращения их дальнейшего развития.
Газодинамическое напыление находит все более широкое применение для тонкостенных деталей из алюминия. В отличие от газопламенного и плазменного напыления, а также сварки этот способ не приводит к перегреву обрабатываемой поверхности. Покрытие толщиной 1,0–1,5 мм получается за счет того, что образующие его специальные порошки разгоняются вместе с горячими газами до сверхзвуковой скорости, направляются на ремонтируемую деталь и наплавляются на ее поверхность.
КОНТРОЛЬ ГЕРМЕТИЧНОСТИ
Результат ремонта определяют, накачивая внутрь радиатора воздух. Как «подручное» средство можно использовать разрезанную пополам камеру от велосипеда с вентилем примерно посередине. Одной стороной ее надевают на входной патрубок, другой стороной – на выходной. Заливную горловину (если она есть) закрывают штатной пробкой, затем через вентиль камеры насосом накачивают воздух до получения избыточного давления. Затем радиатор погружают в воду – при отсутствии выходящих на поверхность пузырьков воздуха он считается герметичным.
Этим же способом обнаруживают места скрытых сквозных повреждений.
Примечания
1 Перспективными в настоящее время считаются особо тонкостенные медные паяные радиаторы.
2 В качестве такого герметика может быть использована сухая горчица в количестве 1-2 столовых ложек, предварительно разведенных в небольшом количестве воды, залитой в систему охлаждения.
3 «Герметики радиатора» отличаются от герметиков «наружного» применения и не имеют общих с ними свойств. Совпадение наименования связано только с их назначением – герметизация системы охлаждения.
4 Некоторые производители рекомендуют использовать свои герметики радиатора в следующем порядке. Сначала сливают охлаждающую жидкость в чистую емкость и заливают воду, в которую добавляют герметик. Через некоторое время работы двигателя, после прекращения течи, воду сливают и снова заливают охлаждающую жидкость.
5 Промышленностью выпускаются специализированные ремонтные наборы для радиаторов, в частности для пластиковых бачков. 6 Это связано с тем, что твердые клеи-шпатлевки в исходном состоянии недостаточно липки. Сцепление с поверхностью (адгезия) вначале невелико, и заглушка, если ее не прижимать несколько минут, может частично, а то и полностью отстать от поверхности.
7 Отличие клея от герметика заключается не в свойствах, а в назначении материалов. Оно в основном определяется тем, что толщина слоя клея может быть 0,05–0,15 мм, а у герметика – свыше 1мм.
8 При повреждении более 10% трубок их меняют целиком.
Как отремонтировать радиатор автомобиля с помощью холодной сварки? Подготовительный и основной этапы работы
Радиатор является одним из ключевых элементов системы охлаждения любого автомобиля. Поэтому в случае возникновения течи в данном устройстве автомобиль можно смело признавать неисправным. Из-за технического его расположения осуществить ремонт с помощью обычной сварки достаточно сложно. Именно по этой причине использование холодной сварки является одним из наиболее оптимальных вариантов для проведения ремонта.
Преимущества использования
Радиаторы автомобиля чаще всего изготавливаются из меди. Однако данный металл в плане осуществления ремонта с помощью традиционной сварки достаточно сложен, так как требует особых навыков при проведении ремонта в силу особенностей химического состава такого металла. Если же говорить о холодной сварке, то ее использование не требует каких-то особенностей при проведении ремонтов различных изделий.
Еще одним преимуществом, которое следует учитывать при проведении ремонтов с помощью холодной сварки радиаторов автомобилей, является то, что такой ремонт можно осуществить в достаточно короткие сроки, что, как правило, позволит осуществлять дальнейшую эксплуатацию автомобиля уже по истечении восьми часов после совершения такого ремонта.
Сам ремонт занимает ограниченное время, так как работать с холодной сваркой надо очень быстро ввиду быстрой полимеризации клеящего состава.
Что следует учитывать при выборе холодной сварки
К выбору холодной сварки для осуществления ремонта необходимо подходить очень тщательно, так как, в противном случае, ремонт может оказаться некачественным, в результате чего придется повторять все осуществленные ранее действия.
Так, при выборе холодной сварки следует учитывать следующие аспекты:
- химический состав клеящего состава. Холодная сварка должна подходить для ремонта изделий именно из меди, из которой изготавливаются радиаторы для автомобилей. Как правило, такое совпадение выражается в наличии в составе клея металлического компонента (в случае с составами для ремонта радиаторов это медный компонент). В том случае, если данный компонент отсутствует, велик риск того, что ремонт окажется некачественным из-за плохого сцепления клеящего состава с ремонтируемой поверхностью;
- скорость частичной и полной полимеризации. Данный параметр особенно важен в том случае, если необходимо осуществить срочный ремонт радиатора с целью скорейшего возвращения возможности функционирования автомобилю. Чем выше данные показатели, тем быстрее происходит застывание клеящего состава после нанесения на ремонтируемый участок, что означает скорое восстановление всех функций изделия;
- объем упаковки самого клеящего состава. Данный аспект является важным в том случае, если предстоит несколько ремонтов, которые необходимо осуществить на системе охлаждения, так как в этом случае чем больше упаковка, тем больший объем ремонтов можно выполнить. Однако следует помнить, что по истечении срока годности состав не только теряет свои клеящие свойства, но и становится токсичным, что может вызвать неблагоприятные последствия при работе с ним (кроме некачественно выполненного ремонта).
Примерная стоимость холодной сварки на Яндекс.маркет
Технология ремонта
Если холодная сварка подобрана правильно с учетом указанных выше факторов, возможно осуществить ремонт радиатора в автомобиле. Выполнение данной процедуры происходит в два существенных этапа – подготовительный и основной.
Подготовительные работы
Подготовительный этап состоит из нескольких шагов:
- первым шагом становится определение места течи. В том случае, если осуществить ремонт возможно без снятия самого радиатора, наступает непосредственно период подготовки радиатора к ремонту. Если устранить течь без снятия не получится, необходимо осуществить его демонтаж;
- следующим шагом становится очистка того места, которое подлежит ремонту. Требуется промыть место потенциального ремонта, а затем очистить механически от остатков грязи (в случае их наличия). Такая подготовительная работа необходима для того, чтобы исключить контакт самой холодной сварки с грязью, иначе существенным образом снизится качество выполненной сварки, а также велик риск некачественного соединения самой сварки с ремонтируемым участком, в результате чего возможна недолговечность такого ремонта;
- обязательное обезжиривание ремонтируемого участка. Это необходимо ввиду того, что между холодной сваркой и металлом не должно быть никаких посторонних примесей, которые могут негативным образом повлиять на качество выполненного ремонта. В качестве обезжиривающего средства могут быть использованы либо специальные химические составы, либо любые спиртосодержащие жидкости;
- завершающим этапом становится подготовка собственно клеящего состава. Однокомпонентные составы представлены в виде стержня, который делится на части и готовится к дальнейшей эксплуатации. В случае с однокомпонентным составом необходимо от имеющегося стержня отрезать такой фрагмент, размеров которого будет достаточно для выполнения ремонта в конкретном месте, после чего разогреть фрагмент до получения им состояния пластичной массы. Если речь идет о двухкомпонентном составе, необходимо смешать две его части в равных пропорциях также до получения пластичного состава.
Основной этап
Следующий этап – основной. На нем происходит непосредственно ремонт участка радиатора с течью. Произвести такой ремонт необходимо как можно быстрее, так как состав очень быстро теряет свои пластичные свойства. Ремонт осуществляется посредством нанесения холодной сварки на участок, на котором надо устранить течь. После того как состав был нанесен, может потребоваться наложение специального жгута или хомута для исключения контакта состава с окружающей средой до момента полной полимеризации. Однако в тех случаях, когда возможности наложения хомута нет, необходимо любым доступным способом изолировать место ремонта от воздействия окружающей среды, так как, в противном случае, качество выполненного ремонта может существенным образом пострадать.
Снятие жгута, хомута или иного изолирующего материала может быть осуществлено не ранее, чем через восемь часов после выполненного ремонта. Однако для того, чтобы место ремонта получило свою максимальную прочность, необходимо выдержать то время, которое указано в инструкции к конкретному клеящему составу.
Полная эксплуатационная возможность появляется у радиатора не ранее, чем через двадцать четыре часа, когда клеящий состав холодной сварки застынет полностью, что позволит заливать в сам радиатор воду или иные химические охлаждающие жидкости.
Меры безопасности
При работе с холодной сваркой следует помнить о том, что клеящий состав может быть токсичным, что делает обязательным использование перчаток для защиты кожных покровов от воздействия химических компонентов сварки. Кроме того, необходимо подготовить и емкость с водой, так как руки или поверхность перчаток придется постоянно смачивать – пластичная масса холодной сварки очень сильно прилипает к рукам или перчаткам, если их поверхности не смачивать водой.
Ремонт автомобильного радиатора своими руками
Радиатор не вечен и может потечь, как правило, в неподходящее время. Однако это не значит, что нужно срочно обращаться в автомастерскую. Если утечка антифриза незначительна, достаточно заделать её холодной сваркой для радиатора. Тогда ремонт системы охлаждения двигателя автомобиля обойдётся дешевле и быстрее. А когда появится свободное время — заняться им основательно.
Причины повреждения и варианты ремонта
При эксплуатации материал радиатора подвергается температурной деформации, поэтому на нём могут образоваться усталостные трещины. Помимо этого нарушение герметичности происходит по следующим причинам:
- Механическое повреждение, полученное при ДТП или от камня, вылетевшего из-под колёс впереди идущего автомобиля. Иногда неопытный любитель случайно наносит повреждение при обслуживании радиатора своими руками.
- Нарушение правил эксплуатации — это не только не соблюдение графика очистки и промывки системы охлаждения. Применение некачественного антифриза, который замерзает при небольшом морозе, что способствует появлению трещин. Если его состав содержит агрессивные вещества, они со временем разъедят металл.
- Естественный износ происходит из-за коррозии металла, тогда отремонтировать радиатор не получится, придётся менять.
- Утечка в трубках, по которым охлаждающая жидкость поступает в радиатор.
- Трещины на радиаторных трубках.
- Не герметичность уплотнителей устраняется без сварки, простой заменой.
- Засорение трубок.
Иногда результатом плохого охлаждения является толстый слой грязи на радиаторе, препятствующий эффективному отводу тепла. Положение исправляется простым промыванием с помощью шланга. Повреждения можно отремонтировать сваркой, с помощью пайки, а мелкие трещины заделать специальными составами.
Определение места утечки радиатора для осуществления ремонта
Первым признаком утечки является снижение уровня антифриза в бачке и быстрый нагрев двигателя, о котором сообщит температурный датчик. Для проверки нужно открыть капот, и внимательно осмотреть радиатор. Если на нём или под ним есть следы тосола, пора приступать к ремонту.
Чтобы найти место повреждения сначала следует слить охлаждающую жидкость, затем радиатор снимается и промывается. После этого используется один из двух способов:
- Отверстия на радиаторе заглушаются (например, деревянными пробками), кроме одного. Через него заливается вода, и насосом или компрессором (подойдёт устройство для подкачки шин) создаётся давление. Через повреждение польётся струя воды.
- После заглушки всех отверстий радиатор погружается в ванну с водой. Через место повреждения начнут выходить воздушные пузырьки. Если их нет, компрессором создаётся избыточное давление.
Аргонодуговая технология
Аргоновую сварку используют для ремонта бачков с достаточно толстыми стенками. Попытка заваривания повреждений на сотах, у которых толщина металла 0,3 мм, может привести к его увеличению. Однако специалисту высокого класса иногда удаётся успешно справиться с этой задачей.
Для сварки радиаторов из алюминия используются присадочные прутки из этого же материала и неплавящиеся электроды для создания дуги. Чтобы окислы, образующиеся от взаимодействия алюминия с кислородом атмосферы, и разбрызгивание не препятствовали процессу, его производят в среде аргона. Чтобы заварить автомобильный радиатор из меди для присадки используется соответствующий пруток.
Из всех способов ремонта сварка в среде аргона является самой надёжной. Прочность создаваемых швов не уступает заводской. Однако для этого вам придётся обратиться в автосервис, так как в домашних условиях использование данной технологии без специального оборудования и опыта работы невозможно.
Ремонт пайкой
Этот способ считается наиболее надёжным при самостоятельном ремонте. В зависимости от того из какого материала сделан радиатор используются разные технологии.
Медь и её сплавы
Для устранения повреждений потребуется обычный паяльник мощностью не менее 100 Вт или в виде топорика на 300 Вт. Подойдёт и вариант, нагреваемый открытым огнём, а при наличии компактной газовой горелки можно обойтись без них. Также необходимо запастись припоем, флюсом или паяльной кислотой.
Грязь с повреждения удаляется жёсткой щёткой и зачищается наждачной бумагой до блеска. Производят обезжиривание ацетоном. После нагрева паяльником и нанесения флюса на него кладутся кусочки припоя. Их нагревают до тех пор, пока не растекутся по поверхности.
Небольшое отверстие в радиаторе замазывается припоем, а значительное закрывается латкой. Её вырезают из того же материала, что и радиатор. После обработки наждачной бумагой одну сторону покрывают припоем. После наложения латки на подготовленное место повреждения её нагревают, чтобы слои припоя спаялись.
Ремонт радиаторов из алюминия
Для пайки этого материала потребуется специальный флюс, который готовится из двух частей канифоли и одной железных опилок. Подготовленные ингредиенты нагреваются до жидкого состояния, перемешиваются, остужаются. Для заделки небольших трещин сгодится обычный припой, а для ремонта обширных повреждений радиатора автомобиля лучше использовать разновидность с добавлением висмута. Он продаётся в магазинах радиотоваров под названием ПОСВ-50 или 55 в виде проволоки.
Место ремонта подготавливается так же, как и в предыдущем случае. Затем его с помощью паяльника покрывают флюсом. Припой наносится несколькими слоями, пока не закроет трещину. Железные опилки при этом действуют как наждак, который очищает поверхность от окисной плёнки, обеспечивая прочное соединение алюминия с припоем.
Применение холодной сварки
Это средство должно быть в ремонтном комплекте каждого автомобилиста, отправляющегося в длительную поездку, так как с его помощью можно устранить даже большую течь в «полевых» условиях. Под холодной сваркой подразумевается быстротвердеющий клей, не взаимодействующий с продуктами, полученными из нефти. Она выпускается в жидком и пластичном виде. Первый вариант создан на основе эпоксидной смолы и отвердителя. Второй — это специальная замазка по консистенции похожая на пластилин в форме двух и однослойных брусков. Автомобилисты чаще используют пластичный вид, однако когда требуется повышенная прочность предпочтительней использовать жидкий состав.
Чтобы заклеить радиатор холодной сваркой необходимо:
- Зачистить металл наждачной бумагой. В полевых условиях эту операцию можно пропустить, но за счёт царапин оставленных шкуркой клей будет держаться дольше.
- Для обезжиривания допускается использовать бензин, если под рукой нет ацетона.
- Подготовить холодную сварку к применению. Необходимый объём выдавливается из тюбика или отрезается от бруска, перемешивается или разминается до образования однородной массы.
- Подготовленный клей наносится на повреждённое место и разравнивается. Операция выполняется максимально быстро, так как в зависимости от состава для схватывания бывает достаточно нескольких минут.
- После заделки повреждения желательно дождаться полного затвердения, от 1 до 24 часов. Если времени на это нет, через 20 минут можно начать двигаться к ближайшему автосервису.
Указанных способов достаточно для самостоятельного ремонта, как дома, так и в дорожных условиях. Использовать жидкость для восстановления радиаторов не рекомендуется, несмотря на простоту использования. Она засоряет систему охлаждения, которую потом придётся усердно промывать. На ремонт радиаторов с пластиковыми бачками лучше не тратить время — их проще заменить.
Как запаять и чем склеить радиатор системы охлаждения авто?
Не секрет, что радиатор автомобиля – одна из наиболее важных автомобильных деталей в системе охлаждения мотора транспортного средства. Его основным предназначением является своевременный отвод тепла от мотора внутреннего сгорания в атмосферу. Это происходит благодаря циркуляции жидкости по каналам, которых в теплообменнике авто размещено достаточно много. Так, в статье описаны актуальные для автовладельцев решения о том, как запаять радиатор авто, и какой инвентарь следует подготовить для этих целей.
Каждому водителю следует понимать, что ключевым фактором корректного функционирования системы охлаждения является ее герметичность. Это означает, что даже самая маленькая и незаметная трещина полностью выведет ее из строя. Перед работами по запаиванию детали важно изучить процесс ремонта радиатора охлаждения двигателя своими руками, а также определить, какой клей следует использовать в каждом конкретном случае.
Методы ремонта радиатора авто
Если заметили, что радиатор автомобиля стал неисправным – нужно позаботиться о его скорейшем восстановлении. Иначе придется вкладываться уже в более дорогостоящий ремонт двигателя. Для того, чтобы качественно запаять радиатор, потребуется определиться с наиболее подходящим для этого дела методом. Самыми популярными являются такие способы восстановления целостности данной запчасти:
- Пайка. Пластиковые корпусы запчасти всегда изготавливаются из устойчивого к воздействиям высоких температур материала. Это означает, что изделие допускается паять самым обыкновенным паяльником. Так можно добиться достаточно долгосрочного эффекта.
- Холодная сварка. Под этим названием понимается специальная масса из пластических смол, железа и химических добавок. Метод холодной сварки позволяет максимально быстро справиться с восстановлением детали от повреждений. Кроме того, данный способ дает возможность максимально быстро соединить две поверхности и образовать между ними качественный прочный шов.
- Склеивание. Такой метод наиболее оптимален для устранения не самых больших повреждений. Важно, что для этих целей подойдет далеко не каждое клеящее средство: оно должно по своим характеристикам идеально подходить для работы с материалами теплообменника.
Чем заклеить радиатор автомобиля?
Теперь давайте поговорим о том, чем заклеить радиатор и какой клей подойдет для этого наилучшим образом. Так, одним из лучших вариантов считается двухкомпонентный адгезив 3М DP 8805. Основой его состава является акрил, что дает возможность использовать состав для работы с трудно склеиваемыми материалами:
- основными преимуществами такого клея является возможность создания достаточно прочного и надежного шва, который не будет терять свою изначальную форму при воздействии высоких температур;
- недостатком же можно счесть довольно высокую стоимость.
Также хорошим вариантом будут специальные клеи-сварки. Они предназначены для быстрого, а главное – эффективного устранения дефектов на пластиковых поверхностях. Клеевые швы после таких составов отлично переносят не только высокие, но и низкие температуры. Кроме того, им не страшны высокие показатели атмосферного давления.
Важно, что при этом не рекомендуется использовать составы вроде суперклея, чтобы приклеить части радиатора. Обязательно учитывайте то, что клей для ремонта детали должен идеально справляться с высокими и низкими температурными режимами.
Чтобы не ошибиться в выборе, рекомендуем покупать требуемый клеящий состав в сертифицированном автомобильном магазине.
Оценка масштабов повреждения радиатора
Сам радиатор принято устанавливать в подкапотное пространство, а точнее в его переднюю часть. Именно так удается создать эффект обдува встречным потоком воздуха во время движения транспортного средства. Недостатком теплообменника авто является хрупкость. Часто это устройство называют самой уязвимой частью любого автомобиля.
Даже если произойдет самый незначительный удар, вероятность механического повреждения рассматриваемой запчасти достаточно высока. Особенно часто ломаются теплообменники, бачки для воды которых произведены из пластика. Поэтому принимая решение, как отремонтировать радиатор, нужно ориентироваться в первую очередь на свои возможности. Внимательно изучите все представленные выше способы и постарайтесь сориентироваться в том, какой метод будет самым удобным и простым с практической точки зрения.
Также важно предварительно оценить масштабы повреждения. Если оно достаточно сильное, рекомендуется ориентироваться на прямую спайку. Так можно разобраться с действительно большими трещинами, которые невозможно устранить обыкновенным клеем. Если трещина не самая большая – вполне подойдет замазка по типу холодной сварки. Клей же станет оптимальным решением для восстановления небольших трещинок.
Если не уверены в том, что знаете, как заклеить систему охлаждения авто, лучше ориентируйтесь на ремонт системы в автосервисе. К тому же, на проведение механиком восстановительных работ не придется тратить слишком много денег, ведь сам процесс сложным не считается.
Внутренний ремонт радиатора с помощью химических средств
Ремонт радиатора может быть выполнен и народными методами. Так, когда всяческие химикаты еще попросту не были изобретены, самым эффективным способом борьбы со сломанным теплообменником авто считали обыкновенную горчицу. Ее попросту засыпали в радиатор автомобиля. Так как там циркулирует горячая вода, горчица достаточно быстро разбухает и закрывает собой все небольшие трещины в патрубках.
Так, в любой момент можно приобрести химические средства, которые действуют примерно по этому же принципу. Они часто продаются под названиями «порошковый восстановитель», «восстановительные средства» или «герметики для радиатора».
Основным недостатком использования подобных химикатов является то, что вряд ли удастся узнать их точный состав или же точное место производства. Точно так, как и в ситуации с обычной горчицей, использование некоторых видов таких химикатов может привести к засорению теплообменника. Более того, иногда данные вещества могут вывести из строя и всю охладительную систему мотора.
Как запаять пластик радиатора охлаждения авто
Пайка радиатора охлаждения двигателя считается довольно простой задачей. Впрочем, с ней сможет справиться далеко не каждый из-за недостаточных знаний о том, как запаять радиатор автомобиля собственными силами. Большинство автовладельцев предпочитают отогнать свое авто на станцию технического обслуживания.
Если уверены в своих силах, то для начала стоит определить, чем заклеить пластиковый радиатор. Далее давайте рассмотрим пошаговую инструкцию, которая поможет сделать по-настоящему качественный и долговечный ремонт пластиковых частей детали.
Подготовка поверхности
Прежде, чем заклеить пластик на радиаторе машины, понадобится провести полноценную подготовку поверхности к этому процессу. С этой целью нам потребуется очистить ее от жира, пыли и грязи. Слегка смочите ветошь, и очень аккуратно протрите участки пластика вокруг полученной трещины.
Для того, чтобы достичь более качественного эффекта, рекомендуется воспользоваться спиртовым раствором. Важно, что при этом ни в коем случае нельзя переусердствовать. Дело в том, что слишком активное механическое воздействие на поврежденный участок или чрезмерное надавливание на него при очистке чревато тем, что теплообменник повредится еще больше.
Готовим клеящую смесь
Теперь нужно позаботиться о том, чем заклеить трещину на радиаторе автомобиля. Так, займемся подготовкой клеящей смеси. Если решено пользоваться исключительно специально предназначенным для таких целей клеем, то его использование будет максимально простым.
Небольшое количество клеящего вещества нужно нанести непосредственно на поврежденный участок. Когда на детали отсутствует определенный кусочек корпуса или нет зазора между двумя половинками, которые образуются из-за трещины, то рекомендуется присыпать жидкую основу порошковым компонентом клея.
Так, если сама трещина является слишком глубокой или отсутствует достаточно большая часть корпуса, необходимо выполнять склеивание в несколько этапов. Следует два или три раза наносить клей на неисправный участок, дожидаясь пока каждый из слоев практически полностью высохнет. Когда образовавшуюся щель получится полностью заполнить сухим градулянтом, рекомендуется его пропитать жидким составом. Так вы сможете быть полностью уверенными в том, что он отлично закрепится на поверхности запчасти.
Холодная сварка
Кроме того, заклеить радиатор автомобиля можно с помощью холодной сварки. Так как она поставляется в виде достаточно густой замазки, достаточно будет нанести ее на шов и подождать полного остывания. Важно, что эта самая замазка должна наноситься аккуратным и ровным слоем, чтобы шов был максимально качественным.
Холодную сварку требуется использовать в качестве:
- основного метода восстановления работоспособности;
- дополнительного средства закрепления результата, полученного благодаря пайке или склеиванию.
Нанесенный поверх слоя клея слой холодной сварки позволит надолго сохранить качество ремонта автозапчасти и продлить эксплуатационный срок детали.
Финальный этап
Когда клей окончательно застыл и все основные рабочие этапы завершены, нужно произвести финальную обработку поверхности. Следует добиться того, чтобы образовавшийся шов стал аккуратным и гладким. Для таких целей место спайки понадобится обработать мелкозернистой наждачной бумагой, а в идеале – шлифовальной машинкой.
Таким образом получится избавиться ото всех мелких недостатков, которые не лучшим образом повлияют на дальнейшую эксплуатацию изделия. После того, как такая обработка будет произведена, установите теплообменник обратно на его место.
Ремонт алюминиевого радиатора автомобиля своими руками
Рассмотрим как запаять алюминиевый радиатор автомобиля в домашних условиях. Обычно алюминиевые устройства ремонтируются по особому принципу. Так, в обязательном порядке придется паять область повреждения.
Прежде всего понадобится снять радиатор и слить с него все остатки жидкости. Бачки промывают под проточной водой и высушивают до тех пор, пока внутри не останется ни капли воды. Кроме того, нужно максимально тщательно оценить состояние бака. Отыщите в нем даже мельчайшие трещины и недостатки. Так, для этого возьмите большой таз с водой или ванную, подготовьте насос или компрессор. Фитинг крышки закройте ровно так же, как и патрубки системы охлаждения, при этом один из них соедините с насосной трубкой. Устройство уложите в ванную и подайте воздух. Проследите за выходом пузырьков, которые будут появляться из трещин.
Отремонтировать алюминиевый радиатор автомобиля обыкновенным паяльником не получится. Нужно достаточно мощное устройство, которое вряд ли найдется в быту. Так, потребуется аппарат, мощность которого составляет примерно 250 ватт. Сам же алюминий понадобится предварительно прогреть, для чего необходимо воспользоваться специальной газовой горелкой.
Важно, что в данном процессе требуется точное соблюдение базовых мер безопасности. Использование такой аппаратуры не по инструкции чревато получением серьезной травмы.
Меры безопасности
Ремонтируя радиатор автомобиля, стоит быть крайне осторожным и соблюдать определенные меры безопасности. Сам теплообменник в обязательном порядке должен быть отсоединен. Слейте всю жидкость в полном объеме.
Если ранее не имели опыта работы с паяльником, лучше доверить данную задачу профессионалам. При этом следует как минимум потренироваться на менее важных поверхностях и деталях авто.
В работе с холодной сваркой или клеем важно пользоваться перчатками, чтобы не повредить руки. К тому же, обязательно ориентируйтесь на инструкции по применению клея. Так можно не только добиться идеального эффекта от ремонта, но и защитить руки от вредного воздействия клеящих составов.
Итак, следуя рекомендациям и советам в статье определить чем заклеить автомобильный радиатор не составит особого труда. При этом главное соблюдать некоторые меры безопасности и выбрать оптимальный вариант ремонта. Если не уверены в том, что сможете самостоятельно справиться с такой задачей – лучше не рискуйте и обратитесь за помощью к квалифицированным автомеханикам.
Остаются какие-либо вопросы? В таком случае советуем посмотреть видео как отремонтировать радиатор автомобиля в домашних условиях. Желаем удачи в вашем начинании!
Холодная сварка для батарей отопления – методы использования для оперативной заделки течи
Для оперативного ремонта батарей отопления согласно всем нормам и правилам в отопительный сезон должна выезжать аварийная бригада, такая «скорая помощь» для радиаторов. Но в жизни обычно эти правила действуют в редких случаях, в остальном приходится все делать самостоятельно и не надеяться на волшебника из ЖЭКа. А раз так, то в ход могут пойти самые разные методы даже самые невероятные, хотя холодная сварка для батарей отопления это не волшебство, а вполне реалистичный метод устранения течи.
Наиболее часто встречающиеся проблемы в чугунных радиаторах отопления
Прежде всего, необходимо очертить круг проблем, которые можно решить при помощи холодной сварки или клеящего состава при ремонте батарей отопления.
Традиционно самыми уязвимыми считаются чугунные батареи. Здесь многие проблемы заложены в самой конструкции и свойствах металла. Прежде всего, чугунное литье в отличие от стальных радиаторов или биметаллических батарей очень хрупкое. Да, чугун очень прочный, но одновременно и хрупкий материал – он способен выдерживать большое давление, при небольшом ударе может дать трещину.
Второй момент, это свойство чугуна – это пористый материал, что способствует образованию на внутренней поверхности кратеров и постепенному разрушению стенки.
Третье, при сборке современных радиаторов секции соединяются при помощи внутренних гаек-стяжек, а пространство между секциями обрабатывается специальным составом, который надежно цементирует соединение. В недавнем прошлом, для герметизации этих соединений использовался лен и железный сурик, что со временем приводило к нарушению герметичности соединения.
Так что исходя из вышеперечисленного наиболее часто встречаемые проблемы с чугунными радиаторами это:
- Нарушение герметичности секции батареи после механического воздействия – удара с внешней стороны или резкого повышения давления с внутренней стороны;
- Течь по телу радиатора из-за образования отверстия в стенке из-за коррозии металла;
- Нарушение герметизации точек соединения секций радиатора, точек подвода труб, гаек-заглушек.
Что касается других видов радиаторов, то подобные проблемы в них встречаются реже, здесь чаще всего причиной повреждения тела секции выступает коррозия металла или механическая деформация стенок при замерзании батареи, когда вода, замерзая, разрывает металл.
Холодная сварка – что это, применение для системы отопления
Для склеивания различных материалов применяются клеи разного состава и назначения. Так для бумаги используется конторский клей и ПВА, в строительстве для поклейки обоев применяется синтетический клей с виниловыми наполнителями, для ремонта обуви – резиновый клей.
Универсальных клеев, увы, пока не изобрели, но уже есть составы, которые способны надежно склеивать металл. Примером такого состава выступает холодная сварка.
В основе технологии холодной сварки лежит эпоксидный клей, состоящий эпоксидной смолы и отвердителя. В обычном состоянии это субстанция, напоминающая густую сметану, только желтого цвета, но при смешивании с отвердителем эпоксидная смола становится более жидкой и пригодна для нанесения на даже самые сложные поверхности. Этот момент длится относительно недолго – всего 10-15 минут, после чего смола начинает затвердевать, образуя прочное покрытие.
Преимуществом этой технологии выступает высокая прочность соединения за счет высокой адгезии вещества к поверхности склеиваемого металла и стойкость к агрессивным химическим материалам. Увы, есть и недостатки клей сам по себе может выдержать большое давление, но при механических воздействиях велика вероятность нарушения прочности соединения.
В предлагаемых на рынке составах холодной сварки для склеивания металла отвердитель и смола находятся не в жидком, а в пастообразном состоянии. Клей находится в стабильном состоянии и может долгое время храниться в упаковке. Он состоит из внутреннего слоя – состоящему из отвердителя, и наружному слою, в состав которого входит смола. Третьим компонентом, входящим в состав клея для склеивания металлов выступает сера или алюминиевая пудра, эти вещества играют роль катализатора реакции – при смешивании они разогреваются вследствие чего процесс затвердевания ускоряется, так что получается эффект сварки.
Вторым вариантом холодной сварки выступает традиционный двухкомпонентный клей на основе эпоксидной смолы – в тюбиках хранится смола и отвердитель. Для получения нужного количества необходимо смешать компоненты согласно инструкции и нанести на склеиваемые поверхности. Для получения более прочного соединения в состав добавляется алюминиевая пудра или бронзовый порошок.
Виды холодной сварки, используемые для ремонта чугунных батарей
Для ремонта радиаторов отопления используется не все виды эпоксидных составов. Несмотря на общие недостатки, которые присущие для всех видов составов клея промышленность освоила выпуск нескольких составов, имеющих свою специализацию. Так есть смеси для ремонта пластика, металла, алюминия и склеивания дерева, есть универсальные составы. Для ремонта приборов отопления лучше всего подойдет смесь для склеивания черных металлов и стали или специальная композиция для ремонта батарей и стальных труб отопления.
Холодная сварка для батарей отопления в отличие от других составов имеет свои особенности – она должна быть жаростойкой, быстро фиксироваться на металлической поверхности, образовывать покрытие, обладающее сходным с металлом коэффициентом линейного расширения. Простые или универсальные составы могут решить проблему заделки течи, но при этом, срок службы состава будет ограничен.
Еще одним моментом, который необходимо учитывать при выборе типа клея –это время схватывания. Если для сращивания деталей в нормальных условиях достаточно 3-4 часов, то при протечке батареи такого времени нет, здесь счет идет на минуты, поэтому, чем быстрее будет застывать заплата, тем лучше.
Как готовится состав для применения
Готовая композиция холодной сварки при покупке упакована в герметичную упаковку. Снаружи – это тубус из пластика, а внутри контейнера в полиэтиленовой пленке находится отрезок клея. Для получения необходимого количества материала необходимо отрезать обычным ножом кусочек. Нарезка делается перпендикулярно осевой, это один из важных моментов. Дело в том, что состав клея при изготовлении дозируется так, чтобы при отрезании перпендикулярно осевой линии соотношения смолы и отвердителя было всегда одинаковым.
После получения необходимого количества клея оставшийся состав заматывается пленкой и прячется в контейнер. А часть необходимая для работы тщательно разминается до однородного состояния. Делается это интенсивно, так чтобы тщательно перемешались все составляющие части, и масса стала однородной.
В приготовлении композиции изначально используется сера, в процессе перемешивания она равномерно распределяется по объему клея и вступает в химическую реакцию, из-за чего температура значительно повышается. В таком размытом состоянии клей может находиться от 2 до 10 минут. По истечении этого времени холодная сварка для батарей отопления начинает застывать.
Особенности подготовки поверхности для нанесения клеящего состава
Применение клеящего состава на основе эпоксидной смолы требует выполнения ряда условий относительно подготовки поверхности к склеиванию. Прежде всего, это чистота поверхности. Холодная сварка отлично ложится на металлические поверхности и при нахождении в ее составе металлической пудры образует прочное соединение, которое впоследствии образует еще и диффузное соединение. Но для того чтобы пластичная масса равномерно наносилась на поверхность металла необходимо сделать его подготовку.
При подготовке необходимо:
- Убрать следы потеков;
- Снять слой краски до металла;
- Зачистить металл наждачной бумагой;
- Обезжирить покрываемую поверхность.
В списке операций нет операций второстепенных, все они важны для правильного склеивания поверхностей. Правда, на обезжиривании стоит остановиться более детально. При механической обработке точку ремонта батареи в шероховатости металла попадает пыль и другие частицы, например остатки краски. Для того чтобы клей максимально плотно прилегал к металлу место дополнительно обезжиривается, так, чтобы на поверхность была максимально чистой. Эта операция позволит избежать образования на металле жировой пленки, которая после высыхания холодной сварки будет образовывать полость, в которую будет просачиваться вода.
Постоянное гидравлическое давление и температурные колебания довольно быстро расширят площадь полости, и теплоноситель снова начнет просачиваться наружу.
Методы ремонта чугунных радиаторов холодной сваркой
Перед началом описания методов ремонта батареи холодной сваркой необходимо отметить, что холодная сварка это временное средство для устранения отдельной течи. Заделанная течь на сварке может простоять при нормальном обращении и несколько сезонов, но отремонтировать батарею нормально можно только разобрав ее и заменив поломанную секцию новой.
Еще один момент, на который нужно обратить внимание это на размеры заплаты и возможность ремонта разных повреждений. Если в секции образовалась течь небольших размеров, то с таким заданием холодная сварка справится быстро и качественно. Другое дело, когда в металле образовалась большая брешь, здесь придется использовать дополнительное усиление – кроме первого слоя, нанесенного холодной сваркой придется использовать жидкий клей и делать бандаж. И самый сложный случай, это когда от удара откалывается целый фрагмент металла. Такой ремонт холодной сварке не под силу, здесь сразу нужно перекрывать подачу теплоносителя и вызывать ремонтную бригаду.
Ремонт небольших по размеру протечек на вертикальной поверхности секции
Если течь образовалась на наружной или внутренней поверхности секции и размеры трещины не превышают 1-2 см по длине для работы понадобится, кроме холодной сварки еще и щетка по металлу, наждачная бумага 100 и 200 зернистостью и растворитель для красок или спирт.
Перед началом работ перекрывается подача и отвод теплоносителя к батарее и по возможности спускается с нее вода.
Щеткой по металлу счищается краска на расстоянии 1-1,5 см в обе стороны от трещины. После этого сначала наждачной бумагой 100 зернистости, а после 200 делается зачистка так, чтобы на месте будущей заплаты было зачищено пятно до чистого металла.
После этого подготавливается клей и обезжиривается поверхность радиатора. Холодная сварка для батареи отопления наносится на поверхность заплаты так, чтобы между очищенным металлом и краской на поверхности батареи был зазор 1-2 мм.
После нанесения клея он активно прижимается и оставляется для кристаллизации на время указанное в инструкции.
Ремонт течи в местах соединений секций радиатора
Этот случай ремонта позволяет обеспечить более высокое качество заделки течи. Дело в том, что ремонт труб и цилиндрических поверхностей легче, чем заделывать трещину на плоской поверхности. В этом случае кроме обычной пластичной массы в дальнейшем можно использовать двухкомпонентный клей с дополнительным бандажом для повышения прочности соединения.
При ремонте места соединения секций очищается не только место течи, а вся окружность места соединения. Дело в том, что неправильно сделанное соединение секций при уже имеющейся течи, в дальнейшем будет пропускать теплоноситель по всей окружности, поскольку механическая герметичность в нем нарушена.
Последовательность действий здесь следующая:
- Батарея отключается от подачи теплоносителя;
- Очищается вся поверхность по окружности соединения;
- Готовится клеящая композиция;
- Место нанесения клея обезжиривается;
- Наносится слой холодной сварки по всей окружности стыка секций;
- После высыхания первого слоя готовится композиция жидкого клея;
- На место наносится слой жидкого клея, после чего прикладывается полоса из стекловолокна и по ней снова наносится слой клея.
- Для закрепления результата делается 3-4 витка с обязательной пропиткой клея;
- После этого сверху ставится металлический хомут и зажимается винтом.
Ремонт протечек в гайках и сгонах
Для ремонта в этих местах обычно используется пластичная холодная сварка для батарей отопления. Как и в предыдущих случаях, место течи очищается от краски до металла. При очистке рекомендуется удалить часть пакли из соединения на глубину 1-1,5 мм, это даст возможность усилить место склеивания холодной сваркой.
После очистки и обезжиривания процесс приготовления и нанесения холодной сварки идентичен ранее описанным случаям.
Таким образом, холодная сварка на сегодняшний день оптимальное средство для временного ремонта чугунных батарей отопления.